Проекты нормативно-правовых актов по налогам.
Законопроект подготовлен в рамках формирования параметров федерального бюджета на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг.
Законопроектом, в частности, предусматриваются следующие изменения:
— в целях предотвращения создания схем по уклонению от уплаты НДС, в том числе в случае, когда товары реализуются хозяйствующими субъектами государств-членов Евразийского экономического союза российским физическим лицам, не являющимся плательщиками НДС, на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров предлагается возложить обязанность по исчислению и уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ с территории государств-членов Евразийского экономического союза на организации – посредники;
— предлагается установить освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций или пониженные ставки налога на прибыль организаций для некоторых доходов, выплачиваемых иностранным компаниям, расположенным в иностранных государствах, в отношении которых ранее применялось освобождение от налогообложения у источника или пониженная ставка налога у источника согласно СИДН, действие которых приостановлено Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 «О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения» и др.
На 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».
В число потенциальных плательщиков налога на сверхприбыль законопроектом дополнительно включены организации, осуществлявшие в течение 2022 года добычу углеводородного сырья, добычу угля, совершающие операции по переработке нефтяного сырья, организации, являвшиеся в 2022 году участниками консолидированной группы налогоплательщиков, и организации, которые осуществляют деятельность по производству сжиженного природного газа.
Законопроектом предлагается увеличить предельный размер социального налогового вычета со 120 000 рублей до 360 000 рублей.
Законопроектом предусмотрено освобождение от НДФЛ заработной платы работника в размере, не превышающем 30 000 рублей в месяц.
Законопроектом предлагается внести в статью 217.1 НК РФ следующие изменения:
1) дополнить наименование, определяющее предмет ее регулирования, указанием на то, что она определяет особенности освобождения от налогообложения НДФЛ доходов от продажи долей в недвижимом имуществе (а не только от продажи объектов недвижимого имущества), обеспечив тем самым ее точное использование в соответствии с положениями абз. 2 п. 17.1 ст. 217 и п. п. 1–3 ст. 217.1 НК РФ;
2) дополнить пунктом 22, предусматривающим, что доход от продажи объекта недвижимого имущества или доли в указанном имуществе освобождается от налогообложения НДФЛ независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемого объекта недвижимого имущества или продаваемой доли в указанном имуществе при условии продажи не более одного такого объекта или не более одной такой доли за налоговый период и если налогоплательщиком является ветеран, инвалид боевых действий, супруга (супруг) погибшего (умершего) ветерана или инвалида боевых действий, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей по выполнению задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации в ходе специальной военной операции на указанных территориях.
В целях дополнительной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей предлагается установить ресторанный сбор в размере 1 % от суммы счета за оказанные услуги рестораном, ночным клубом и баром с последующим направлением в Государственный фонд поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества».
Эксперимент будет проводится в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Московской области и Краснодарском крае с последующей возможностью включения в эксперимент других субъектов РФ.
Разъяснения налогового законодательства.
Письмо ФНС России от 26.09.2023 № БС-4-21/12323@
На налоговый период 2024 года в отношении Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей законы субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о введении налогов на имущество не приняты; налогообложение имущества, расположенного на указанных территориях, не осуществляется.
Налоговые события.
Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг., подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы РФ на 2024-2026 гг.
В Основных направлениях прописаны итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2022-2023 гг., условия реализации бюджетной и налоговой политики в 2023-2025 гг., цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2024-2026 гг., основные параметры бюджетов бюджетной системы.
Меры налоговой политики по видам налогов указаны в Приложении 2 Основных направлений. В частности:
— в целях совершенствования электронного документооборота между налоговым органом и налогоплательщиком предлагается установление шестидневного срока, по истечении которого документ, направленный налоговым органом налогоплательщику в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота, считается полученным налогоплательщиком;
— для снижения административной нагрузки на хозяйствующих субъектов предлагается установить обязанность однократного представления упрощенной налоговой декларации и, отменить обязанность ее представления в последующем, в случае отсутствия операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации), и в случае отсутствия объектов налогообложения по налогам, по которым представляется эта упрощённая налоговая декларация;
— дальнейшее расширение круга потенциальных участников налогового мониторинга путем сокращения «пороговых» требований к ним в части суммы уплаченных ими налогов со 100 млн рублей до 80 млн рублей, полученных ими доходов с 1 млрд рублей до 800 млн рублей и величине их активов с 1 млрд рублей до 800 млн рублей;
— уточнение порядка расчета суммы по НДС, подлежащей восстановлению по объектам недвижимости, операции по реализации (передаче) которых не облагаются НДС, в целях устранения неопределенности расчета восстановляемого налога, и многое другое.
Минфин не обсуждает введение налога на сверхприбыль для нефтегазовых компаний
Об этом сообщил журналистам замглавы Минфина России Алексей Сазанов в кулуарах Московского финансового форума.
С 1 января 2024 года вступит в силу закон, устанавливающий разовый налог на сверхприбыль для крупных компаний в размере 10 %.
ОАЭ исключат из черного списка офшоров
Когда Россия и Объединенные Арабские Эмираты урегулируют спорные вопросы по корректировке соглашения об избежании двойного налогообложения, Минфин исключит страну из черного списка офшоров. Об этом сообщил журналистам статс-секретарь, заместитель министра финансов Алексей Сазанов на VII Московском финансовом форуме, отвечая на вопрос Forbes.
Наличие ОАЭ в черном списке лишает бизнес со структурами в ОАЭ госсубсидий и некоторых налоговых льгот.
ФНС задумалась об «окраске» теневых доходов
У ФНС пока «неагрессивная» позиция в отношении теневой занятости и теневых доходов, меры по борьбе с этим будут формироваться постепенно, заявила замглавы ведомства Светлана Бондарчук.
«Для того, чтобы усиливать контроль, надо понимать, за кем. Нужно тех людей, которые не заняты в легальных трудовых отношениях, как-то «окрасить». Нужно их определить, сегментировать, понять, за счет чего они живут. Конечно, они имеют источники доходов. Но эти источники могут быть разные, не всегда налогооблагаемые. Это могут быть истории, когда мама находится в отпуске по уходу за ребенком, есть кормилец в семье (кто-то работает, кто-то не работает), инвалиды и т.д. Есть у людей разного рода пассивные доходы, хотя эти доходы уже подлежат декларированию», — указала С. Бондарчук.