Новости налогового законодательства.
От налогообложения освобождены доходы от безвозмездной передачи исключительных прав (предоставления права использования) на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта.
С 1 января 2024 г. «стабилизационная оговорка», предусмотренная для резидентов ТОР и резидентов свободного порта Владивосток, будет применяться в отношении резидентов особых экономических зон.
ФНС утвердило новую форму налогового расчета доходов иностранных организаций, порядок ее заполнения и формат представления.
Обновленная форма применяется с отчета за налоговый период 2023 года.
Проекты нормативно-правовых актов по налогам.
Законопроектом предлагается предоставить право гражданам уплачивать транспортный налог в размере половины его суммы в отношении каждого транспортного средства, если в течение календарного года они не привлекались к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Законопроект предусматривает приостановление некоторых положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения с 38 «недружественными странами» (Польша, США, Болгария, Румыния, Республика Корея и др.).
Приостановка будет действовать до устранения иностранными государствами допущенных ими нарушений законных экономических и иных интересов РФ, прав ее граждан и юридических лиц или до прекращения действия в отношении РФ этих международных договоров.
В настоящее время налоговая база по НДФЛ с процентных доходов по вкладам определяется как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Центрального банка РФ, действующей на первое число налогового периода.
Законопроектом предусмотрено увеличение суммы, используемой в качестве базы для расчета процентных доходов по вкладам с одного миллиона до пяти миллионов рублей.
Законопроект направлен на исключение из списка объектов налогообложения пищевых продуктов с истекающим сроком годности, что позволит освободить их от уплаты НДС в случае их безвозмездной передачи третьим лицам. Таким образом, будет одновременно решена проблема последующей переработки указанной категории товаров и их нехватки у отдельных социальных групп.
В соответствии с положениями статьи 5.4 Федерального закона от 14.07.2022 № 319-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и решения Совета директоров Банка России от 10.02.2023 управляющие компании (далее – УК) открытых, биржевых и интервальных паевых инвестиционных фондов (далее – ПИФ), в состав которых входят активы, фактическая возможность распоряжаться которыми ограничена вследствие введения санкций в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц (далее – заблокированный ПИФ, заблокированные активы), в срок до 01.09.2023 обязаны/вправе (в зависимости от доли заблокированных активов в составе ПИФ) принять решение о выделении заблокированных активов в дополнительно формируемый закрытый ПИФ (далее – дополнительный ПИФ) или об изменении типа заблокированного ПИФ на закрытый ПИФ.
Законопроектом предлагается внести в НК РФ изменения, предусматривающие, в частности, следующее:
1) исключение возникновения налогооблагаемого дохода при выделении заблокированных активов в дополнительный ПИФ;
2) порядок распределения расходов налогоплательщиков на приобретение инвестиционных паев заблокированного ПИФ между паями дополнительного ПИФ и паями ПИФ, оставшегося после выделения заблокированных активов;
3) предоставление пайщикам, получившим паи дополнительного ПИФ, или владеющим паями ПИФ, тип которого изменен на закрытый, права переносить убытки от реализации (погашения) таких паев на будущее, а также возможности воспользоваться правом на получение инвестиционного налогового вычета на долгосрочное владение ценными бумагами, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 219.1 НК РФ, если инвестиционные паи заблокированного ПИФ признавались для целей налогообложения обращающимися ценными бумагами.
Разъяснения налогового законодательства.
Письмо Минфина России от 30.10.2023 № 03-03-06/1/103183
К представительским расходам в целях налога на прибыль не относятся расходы на культурную программу в виде посещения театров, концертов, музеев, экскурсий.
Что касается расходов налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание лиц, которые не могут быть отнесены к категории лиц, поименованных в п. 2 ст. 264 НК РФ, то они также не могут быть отнесены к представительским расходам для целей налогообложения прибыли организаций.
Приказом Минфина РФ от 05.06.2023 № 86н расширен список офшорных зон.
Расширенный перечень начнет действовать с нового налогового периода по налогу на прибыль, то есть с 1 января 2024 года.
Письмо Роструда от 02.11.2023 № ПГ/22827-6-1
Компенсация за разъездной характер работы в фиксированной сумме, выплачиваемая работникам с разъездным характером работы, не является элементом оплаты труда и, как следствие, не должна включаться в расчет среднего заработка при расчете отпускных.
Письмо Минфина России от 02.11.2023 № 03-03-05/104510
Налоговая база по налогу на сверхприбыль определяется только теми налогоплательщиками, которые в 2018 — 2022 годах (за исключением 2020 года) формировали налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии с положениями главы 25 НК РФ (за исключением организаций, указанных в ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 04.08.2023 № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль»).
Письмо Минфина России от 31.10.2023 № 03-03-06/1/103437
Организация, созданная после 1 января 2020 года, не признается налогоплательщиком налога на сверхприбыль.
Письмо ФНС России от 30.10.2023 № СД-4-3/13828@
Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ в статьи 251, 270 НК РФ внесены изменения, согласно которым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям обмена (замещения) еврооблигаций на замещающие облигации не учитываются доходы в виде замещающих облигаций, полученных в результате обмена (замещения), а также расходы в виде стоимости еврооблигаций. Данные изменения распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2022.
Налогоплательщик до вступления в силу данного Закона № 389-ФЗ руководствовался разъяснениями Минфина РФ (письма от 09.02.2023 № 03-03-06/2/10565, от 28.02.2023 № 03-03-06/2/16514) и ФНС РФ (письмо от 27.03.2023 № СД-4-3/3611@) и учитывал доходы и расходы по операциям замещения еврооблигаций при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций и, как следствие, убыток, полученный в результате данных операций.
Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ законы, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Разрешение вопроса о том, ухудшает ли федеральный закон положение отдельных налогоплательщиков, требует проверки соответствующих характеристик результатов их экономической деятельности (п. 4 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 747-О-О).
ФНС России считает, что в рассматриваемой ситуации отрицательное влияние норм Закона № 389-ФЗ на экономическую деятельность налогоплательщика возникает в том случае, если в результате учета доходов и расходов по совокупности операций замещения еврооблигаций получен убыток и этот убыток признан для целей налога на прибыль организаций.
В этой связи, по мнению ФНС России, в рассматриваемой ситуации нормы Закона № 389-ФЗ не имеют обратной силы в отношении признания указанного убытка для целей налогообложения прибыли организаций.
Налоговые события.
Алексей Сазанов встретился с бизнесом и ответил на вопросы о планах в области налоговой политики
Статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов в ходе встречи с бизнес-сообществом ответил на вопросы о планах в области налоговой политики. В частности:
— повторного введения налога на сверхприбыль компаний и других резких изменений государственной налоговой политики, в том числе роста ставок, на будущий год не планируется;
— повышение ставок НДФЛ не предусмотрено в рамках текущего бюджетного цикла и в 2024 году не планируется;
— в ноябре планируется принятие законопроекта, который будет сглаживать для российского бизнеса последствия приостановления отдельных положений соглашений с «недружественными» странами;
— перспективы разработки национального стандарта BEPS 2.0: в течение следующего года планируется мониторинг ситуации и действий со стороны других стран, какие-либо решения по этой теме будут приниматься не раньше осени 2024 года;
— планируется внесение изменений в налоговое законодательство, которые позволят взимать налог у источника от суммы доначислений по ТЦО (secondary TP adjustment);
— планируется введение налога у источника на услуги (15%), оказываемые иностранными взаимозависимыми лицами, чтобы минимизировать случаи использования внутригрупповых услуг в качестве инструмента распределения прибыли за рубеж и др.
Бизнес предложил властям поменять тактику по налогам на ближайшие годы
Бизнес-объединение «Деловая Россия» (продвигает интересы несырьевых средних и крупных компаний) попросило власти пересмотреть подход к изменениям в налоговой сфере. Предприниматели предложили поменять тактику по пяти направлениям.
— отложить или вовсе отказаться от применения налоговиками предварительных обеспечительных мер (блокировка имущества компаний до завершения налоговых проверок);
— не переводить бизнес на расчет налога на имущество по кадастру;
— пересмотреть подход к инвестиционному налоговому вычету. Например, можно предусмотреть дифференциацию налогообложения инвестиционного и неинвестиционного использования прибыли – т. е. увеличить фискальную нагрузку на тех, кто не реинвестирует собственную прибыль;
— обеспечить более плавное повышение налоговой нагрузки на растущие предприятия, которые переходят с упрощенной системы налогообложения на общую;
— остановить рост неналоговых платежей, в том числе утилизационных сборов на транспорт и за пользование водными биологическими ресурсами. Объединение выступило за создание единого реестра таких сборов и их систематизацию. Те, что не пройдут оценку регулирующего воздействия, следует отменить.
РСПП предложил сделать бессрочным инвестиционный налоговый вычет для компаний
Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает сделать бессрочным введенный в 2018 году сроком на десять лет инвестиционный налоговый вычет, по которому компания может уменьшить налог на прибыль на определенную сумму расходов на приобретение объектов основных средств.
Минпромторг предложил ввести налоговые льготы для отрасли инжиниринга
Об этом говорится в проекте концепции развития инжиниринга и промышленного дизайна в России, который был подготовлен Минпромторгом и подписан первым замминистра промышленности и торговли Василием Осьмаковым.
Среди предложений – временное обнуление налога на прибыль, снижение тарифов страховых взносов, освобождение ряда услуг от НДС, финансовые преференции и др.
Компания сможет получить налоговые льготы при условии существования не менее трех лет и при наличии профильного ОКВЭД, налогового резидентства в России, доли доходов от инжиниринговой деятельности свыше 30%, а также при наличии ежегодной выручки в размере не менее 10 млн руб. в течение трех предшествующих лет. Помимо этого, компания должна будет предоставить согласие на раскрытие налоговой тайны. При соблюдении этих условий компания будет добавлена в специальный реестр инжиниринговых организаций и фирм промышленного дизайна. Раз в два года право находиться в этом реестре необходимо будет подтверждать.
РФ хочет закрыть демпферные траты за счет повышения НДПИ на газоконденсат
Правительство РФ намерено возместить затраты на возвращение демпферных выплат нефтепереработчикам с помощью снижения субсидий в рамках обратного акциза на нефтяное сырье, а также с помощью повышения налогов на добычу полезных ископаемых на газовый конденсат.